Корзина
26 отзывов
Надежный продавец Prom.ua
ПроизводителиПоказать всеСвернуть
Контакты
Интернет магазин моделей железных дорог - MModels.com.ua
+380506488411
Игорь Мельник
УкраинаОдесская областьОдесса
+380506488411
+380506488411
+380506488411

Луганский царь паровоз АА-20 Самый большой паровоз в мире !

Луганский царь паровоз АА-20 Самый большой паровоз в мире !
Немногие нынешние жители города знают, что Луганск (Ворошиловград) был одной из мировых «столиц» паровозостроения. Еще меньше людей помнят, что в недрах ныне умирающего завода «ОР» был создан гигантский «Царь-Паровоз», чьи колоссальные размеры и технические характеристики не смогли превзойти даже американские инженеры. Этот железнодорожный титан, под весом которого крошились деревянные шпалы и расползались рельсы, стал абсолютным рекордсменом эры паровой тяги и одним из предтеч ее скорого заката. А его показатели уперлись в сами законы физики. Речь идет о грузовом паровозе АА20. Написать об этом локомотиве меня побудили мои старые увлечения (я был железнодорожным маньяком). Да и в целом, это ведь одно из немногих мировых достижений луганчан – незаслуженно забытое. Предыстория К середине 1930 годов существовавшие на тот момент советские колесные паровозы с колесной формулой 1-5-0 и 1-5-1 уже не могли удовлетворить возрастающие потребности в грузоперевозках. Удачный опыт создания американцами и немцами огромных грузовых паровозов типа 2-6-1 подстегнул советских инженеров к поиску новых решений. Результатом, которого стала полная победа луганчан в паровозных гонках. Не буду грузить читателя техническими подробностями, скажу лишь, что создание паровоза гиганта способного в одиночку перевозить огромные составы с углем, продукцией металлургических заводов и прочим сырьем из Украины уперлось в проблему. Она заключалась в пределе нагрузки на каждую из осей в 20 тонн. Если конструктивные особенности американских или европейских ЖД-путей могли позволить нагрузку до 26 тонн на ось, то советская устаревшая дорога не выдерживала больше 20. Инженеры решили преодолеть это ограничение путем увеличения количества осей до формулы 2-7-2. То есть, установив на локомотив 11 осей. Из них 7 гигантских колес размещалось на жесткой тележке по центру, и по 2 колеса маленького размера на двух независимых тележках с передней и задней стороны паровоза. Отсюда паровоз и получил часть своего названия АА20. Буквенная аббревиатура «АА» была сокращением от ФИО: тогдашнего наркома путей сообщения, Андрея Андреевича Андреева. Паровоз был выпущен в 1934 году спустя 4 года после начала разработки. Локомотив АА стал первым и единственным за всю мировую историю железнодорожным паровым транспортом с семью движущимися осями на одной раме. Его чистовой вес составил 180 тонн. Паровой котел локомотива обеспечивал мощность в 3500 лошадиных сил и скорость хода до 90 км час. Это был один из самых больших паровых котлов в Европе. Больше него были только судовые котлы для пароходов. Поскольку с растопкой такого котла не справилось бы и трое кочегаров в тесной кабине, инженеры предусмотрели конвейерную ленту подачи угля из тендера. Самая первая проблема наметилась после выпуска. Гигантские размеры паровоза не позволяли ему помещаться в поворотные круги паровозных депо. Проще говоря, его нельзя было развернуть к дороге задом или передом, поэтому он находится лишь в одном положении «наперед». Локомотив подвели дороги Вторая проблема, которая и убила Царь Паровоз – это отсутствие нормальных путей на щебневой подушке с рельсами из хорошей стали. На 1935 год участок дороги соответствующий таким требованиям существовал лишь на стратегическом направлении «Харьков – Красный Лиман» (Москва), по которому с Донбасса вывозились ресурсы из Украины. По этому пути паровоз и отправился на свои ходовые испытания в Столицу с грузом угля в 2800 тонн на скорости 40 км в час. Там оказалось, что даже новейшая советская железная дорога не выдерживает гигантский локомотив. В первый же день он сошел с путей на стрелках, плохо вписывался в повороты, расстраивал и гнул металлические рельсы, а также ломал под собой неправильно уложенные шпалы. Кроме того он не помещался в здания локомотивных депо. Царь паровоз хоть и показал самые лучшие в мире характеристики, но при этом его использование требовало капитальных вложений в реконструкцию дороги и строительство еще 20 таких паровозов для курсирования между Харьковом и Москвой. По всем вышеперечисленным причинам Царь Паровоз сделал еще несколько поездок, после чего в 1935 году его отстранили от работы и перетащили в подмосковную Щербинку, дав название «Богатырь». Вплоть до 1960 года техническое чудо было предано забвению на территории паровозного отстойника и тихо гнило под дождями, пока уникальную машину наконец не порезали. Все описания и чертежи паровоза были уничтожены. Как и многие его создатели (особенно еврейской национальности) не пережившие 1937 год. Единственное, что не позволило Царь Паровозу стать легендой и быть полностью забытым – это два десятка фотографий, минута видеосъемок в советском киножурнале, а также черновики проекта, которые сохранились в центральном архиве министерства путей и сообщения в РФ, и в КБ завода ОР. Бывший работник КБ "Лугансктепловоз", раздобыл эти чертежи и по ним создал точную копию АА20 (см фото). Сейчас ее можно увидеть в музее на территории завода ОР. Там кстати все копии паровозов и тепловозов его рук дело.
facebook twitter